Шайхзада Бабич
Шайхзада Мухаметзакирович Бабич родился 2 января 1895 года в
д. Асяново Дюртюлинского района. Отец его, указной мулла с. Асяново Мухаметзакир, был из известного рода Бабичевых. Они выращивали хлеб, служили Отечеству, защищая Россию.
Одна ветвь родословного древа Шайхзады Бабича из глубины веков через деда Бэбеса – его сына Мухтара – его сына Ишбулды – его сына Гильвана – его сына Мухаметзакира тянется к Шайхзаде. Предки Мухаметзакира, который с 1888 года состоял муллой второй махалли деревни Асян, в разное время жили в деревнях Тартыш, Кигазытамак и Шады (Мишкинского района). Они всегда несли людям свет веры и просветительства.
В 1908 году Шайхзаду со старшим братом Фатхелкадиром отец отправляет учительствовать в д. Кигазытамаково Мишкинского района.
Место дома отца Ш. Бабича Мухаметзакира в
д. Кигазытамаково
Равиль Бикбаев, народный поэт Республики Башкортостан, председатель Союза писателей вспоминал: «Хотя Бабич родился в деревне Асяново Дюртюлинского района, его корни начинаются с деревни Кигазытамаково Мишкинского района. Половина деревни Кигазы – Бабичевы. То внимание, которое уделяется деревне Асяново, в той же мере должно быть уделено деревне Кигазытамаково».
После получения вести о его страшной гибели сына отец поэта Мухаметзакир сказал родным и близким: «Сын не хотел, чтобы я служил муллой, я воспринимаю его слова как завещание». Покинув духовную службу, он уехал в родное Кийгазытамаково Мишкинского района и умер там спустя 2 года.
Похоронен в Кигазытамаково.
Родной брат Шайхзады Фатхелкадир в своих воспоминаниях пишет: «Наш отец, Мухаметзакир Гильванович Бабич, по сути был башкиром деревни Кигазытамаково нынешнего Мишкинского района Башкортостана. Многие башкиры этой деревни носят фамилию Бабич».
Сестра Шайхзады Фасхат о своем дедушке Гильване (отец Мухаметзакира) сообщает так: «Он в деревне Верхние Шады женился на башкирской девушке».
Родные сёстры поэта
Фасхат (справа) и Рафига
с сыном Наилем.
Назир Ахметсафинович (внучатый племянник поэта)
с женой
Из воспоминаний сестры поэта Рафиги: «Я сама настоящая башкирская девушка. Шайхзада Бабич — мой самый дорогой брат».
В д. Кигазытамаково живет дедушка Назир, который приходится внуком родного брата Ш.Бабича Мухаматкарима. Каримов Назир Ахметсафинович родился в 1936 году, воспитывал его дедушка Мухаматкарим, поэтому он прекрасно знает свою родословную. Сам он взял себе фамилию своего дедушки Мухаматкарима.
Сейчас Назир Ахметсафинович со своей семьей живет в Мишкинском районе д. Кигазытамаково. Его сын Мунир заведует клубом в родной деревне.
У деревни Кигазытамаково своя история. В ней немалое место отводится и истории школы. В Кигазытамакской школе изучают башкирский язык – язык Ш. Бабича. Решением Мишкинского районного Совета от 29 ноября 2004г.
№ 44 Кигазытамакской неполной средней школе присвоено имя Шайхзады Бабича.
Родословная поэта
Бабичевы — вотчинники древнего башкирского дуванского рода. Родословная Бабичевых объединяет пять поколений.
Дедушка Бэбес — его сын Мухтар — его сын Ишбулды — его сын Гильван — его сын Мухаметзакир — и его сын Шайхзада. Мухтар Бабичев жил в 1742- 1822 годах. У него были пять сыновей: Илекай, Ишбулды, Ишалы, Ишкилде, Гайнулла. Илекай Мухтаров был походным старшиной, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Он до конца своей жизни жил в деревне Тартышево. Мухаметзакир (отец поэта) проживал в д.Тартышево, д.Асяново, д.Кигазытамаково.
Творческий путь поэта
Многие совре¬менники поэта оставили о нем свои воспо¬минания. Еще при жизни поэта о нем ходили легенды, связан¬ные с его творчеством и личностью. Рожденный сэсэном, Бабич в памяти одних остался мастером-юмористом, острословом; других – сатириком, бичевавшим несправедливость; тре¬тьих – мечтателем, Меджнуном, изне¬могающим от любви к своей Лейле; в памяи четвертых – националистом и врагом народа; а пятых – верным сыном сво¬ей нации, борцом, звавшим людей к правде и свету. Нелегко понять твор¬чество поэта, жившего и боровшегося в грозные годы, которыми начался двадцатый век.
Получив начальное образо¬вание в школе отца, в 1911-1916 годах учился в медресе «Галия» в городе Уфе. В первые же годы уче¬бы он становится заметной лично¬стью в медресе. Является актив¬ным участником выпуска рукопис¬ных журналов «Крючок» («Кармак»). Ба¬бич становится организатором кон¬цертов “Кружка национальных ме¬лодий, сцены и литературы”. На этих концертах он читает стихи, вир¬туозно играет на мандолине, тут же со¬чиняет и исполняет песни.
Богатая библиотека медресе «Га¬лия» стала его любимым местом – он много читает. Здесь он подружился с классиком татарской литературы Галимжаном Ибрагимовым, который с 1915 года начал преподавать в мед-ресе и сыграл большую роль в твор¬ческом становлении Бабича – поэта. Он пришел в поэзию, окрыленный идеями просветительства. Его руко¬писный сборник, составленный в 1912 году и не увидевший свет, откры¬вается стихотворением «Эй, книга!». Уже в первых произведениях моло¬дого поэта столкнулись свет просве¬щения и тень невежества:
Открой мне, книга, навсегда
сокровища свои,
Из чистых родников меня ты
знаньем напои.
Скорей открой мне путь прямой
среди кривых дорог,
Пожар невежества залей водой
прозрачных строк!
Для него самым великим наставни¬ком в поэзии с ранних лет был Габдулла Тукай. В 1911 году Бабич одним из первых в башкирской поэзии посвятил ему сти¬хотворение.
В летние месяцы 1910 и 1913 годов учительствует среди казахов. Он жи¬вет в ауле Дусенбай близ Тургая у ка¬заха по имени Муртаза и учит детей.
Одним из центральных произве¬дений в творчестве Бабича является стихотворение “Моему народу”, написанное в 1914 году.
Звенящее золотом слово
Не ради почета пою, –
Пою для народа родного
В родном златоцветном краю…
С этого стихотворения и началась настоящая творческая зрелость поэта. В нем особенно четко определе¬на его эстетическая программа.
Всю свою жизнь Бабич прекло¬нялся перед народом, который превратился в огромную его любовь. И все мысли и чувства поэта были неотделимы от этой любви. Если 1914 год поэт встретил с высоким стремлением «Ради народа!», то в 1915 году он об¬ращается к современникам с призы¬вом «Ради счастья провели отныне жизнь свою короткую в борьбе!». В 1916 году в известных стихотворени¬ях «Жду», «Для кого» устремления по¬эта приобретают еще большую жиз¬ненность и остроту.
Шайхзада Бабич, естественно, не мог оставаться в стороне от ожесто-ченных споров о судьбе башкир, где порой допускались оскорбительные выпады против них.
В стихотворении “Ожидание”, напи¬санном в 1916 году, каждая строка полна любви к родному народу, веры и надежды в его будущее.
…На горы взойду ль
под березовый гул –
Мой край лучезарен и светел.
На нищий взгляну ли башкирский
аул –
Обдаст меня тлением смерти…
…И чую надежды и счастья напев.
Далек он… Но не за горами!
И вера восходит, смиряя свой гнев,
И сердце вскипает, как пламя.
«Это стихотворение – одно из луч¬ших не только в творчестве поэта, но и во всей башкирской лирике», – пишет Равиль Бикбаев в своей книге «Шай-хзада Бабич». То, что это стихотворе¬ние написано на башкирском языке, подняло его до уровня исторического факта. Но редактор газеты “Тормош” Закир Кадири отказался опублико¬вать это стихотворение на башкирс¬ком языке. По свидетельству писате¬ля Зарифа Башира, Бабич на этот от¬каз ответил редактору весьма много¬значительно: «Покуда для нашего на¬рода не наступят свободные дни, ви¬димо, этот стих не увидит свет. А я жду этого дня».
В 1916 году Шайхзада Бабич создал свою знаменитую поэму “Газазил”, где молодой автор выражает протест против кровопролития в первой империалистической войне, остро выс¬меивает религиозные суеверия.
Во многих его произведениях боль¬шое место занимают темы проклятия миру социального неравенства, его неприятия и ухода в неизвестность, усталости от жизни.
В 1914-1919 годах Бабич снискал себе большую попу¬лярность именно как сатирик и юмо¬рист на сценах Уфы, Оренбурга, Тро¬ицка, Бирска, Темясова. На разных празднествах люди, как заво¬роженные, слушали выступления по¬эта. Он мог один вести целые вечера. Имя поэта передавалось из уст в уста.
В пе¬риод февральской революции он по¬могал организовать и выпустить в Троицке газету «Освобожденная нация». И сам опубликовал в ее первых номерах стихи «Да здравствуют рабочие», «Подарок свободы», проникнутые ре¬волюционным духом. В 1917 году Бабич начинает работать в Оренбургском сатирическом журнале «Кармак».
Шайхзада Бабич в своих стихах мечтал о счастливой жизни народа, поэто¬му он искренне обрадовался Октябрь¬ской революции. После провозглаше¬ния Башкирской автономии он вступа¬ет в ряды Башкирской армии. Он был редактором газеты «Башкорт» и членом штаба Башревкома. В конце февраля 1919 года Шайхзада сочинил свое зна¬менитое «Стихотворное обращение к башкирскому народу», в поэтической форме объясняя переход Башкирско¬го войска на сторону красных. Это обращение было издано десятитысячным тира¬жом и распространено среди воинов Башкирской армии и населения Во многих стихотворениях Шайхзада Бабич горячо привет¬ствовал создание Башкирской автоно¬мии, с гневом обрушивался на ее против¬ников. Он много стихотворений посвятил Баш-кирской армии, сражался за подлин¬ную автономию.
Жизнь поэта Шайхзады Бабича трагически оборва¬лась 28 марта 1919 года в селе Зилаир.
В январе 1995 года в родном селе Шайхзады Бабича Асяново, где он ро¬дился, и в Зилаире, где он принял мученическую смерть, в один день открыли два памятника поэту.
Поэт вобрал в себя мудрую поэзию народа, поэтому всегда живет и бу-дет жить в памяти народа, вырастив¬шего и поднявшего его на подобающую ему высоту.
Библиография
Основные произведения
На башкирском языке
• Избранные произведения. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 400с.
• Мы – башкиры: Избранное. – Уфа: Китап, 1994. – 640 с.
На русском языке
• Избранная лирика / Пер.с башк. С.Липкина. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1996. – 58 с.
• Избранная лирика / Предисл. А.Харисова. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1967. – 58 с.
• Весенняя песня: Поэзия. Проза/ Пер. с башк. Г.Шафикова. – Уфа: Китап, 1995. -304 с.
• Мы – башкиры: Стихи, поэмы, фельетоны, статьи. – Уфа: Китап, 1994. – 637 с.
На татарском языке
• Избранные произведения. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1958. – 252 с.
• Сад имен. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1997. – 111 с.
О нем
• Бабич Шайхзада// Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996. – С.138.
• Бикбаев Р. Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество. – Уфа: Китап, 1995. – 304 с.
• Бикбаев Р. Шайхзада Бабич: Жизнь и творчество. – Уфа: Башк. кн. изд-во,1981. – 320с. (На башк.яз.)
• Валеев Ф. Разговор с мамой о башкирском поэте //Дружба . – 2005 . – 26 января. – С.4-5
• Воспоминания о Ш. Бабиче / Сост. Р. Бикбаев. – Уфа: Китап, 1994. – 368 с.
• Гайнуллин М., Хусаинов Г. Шайхзада Бабич// Гайнуллин М., Хусаинов Г. Писатели советской Башкирии. – Уфа, 1977. – С.53-55.
• Народный поэт в памяти народной: Лит.- крит. статьи. – Уфа: Китап, 1996. -128 с.
• Узиков Ю. А он, мятежный… (О Ш. Бабиче)// Узиков Ю. Это с нами навсегда. – Уфа, 1983. – С.17-19.
• Шайхзада Бабич (1895-1919) // Созидатели. – Уфа, 2000. – С.39-45.
• Шайхзада Бабич (1895-1919): Фотоальбом/ Автор и сост. Р. Бикбаев; Пер. с башк. С. Липкина, Г. Шафиков. – Уфа: Китап,1995. – 112 с.
• Шайхзада Бабич// Тимиргалина Р. Писатели советской Башкирии. – Уфа, 1980. – С.43-44.
• Шайхзада Бабич. В помощь учителю /сост. И авт. Вступ. статьи к.ф.н. К.Х. Абдрафикова (Гарипова); отв. Ред. К.ф.н. М.Х.Надергулов. – Уфа, 2007. – 52 с.
• Ш.Бабич // Антология детской литературы: В 2 т. – Уфа, 1987. – Т.2. – С.53-55.
• Шафиков Г. Ш.Бабич // Шафиков Г. Последняя вспышка лампы. – Уфа, 1986. – С.178-256.
• Валиева Р. Небесную звезду – в каждую строчку: [О Ш.Бабиче]// Заман-Башкортостан. – 1999. – 24 июля.
• И наступят светлые дни // Башкортостан. -1998. – 27 марта. (На башк. яз.)
• Сайфуллин С. Ш.Бабич – сын своего времени // Истоки. – 1995. – №1. – С.4.
• Филиппов А. Убийство поэта // Истоки. – 1994. – №10. – С.9.
• Чепикова М. Дерзайте, молодые!: [Об учреждении премии имени Ш.Бабича в Башкортостане] // Советская Башкирия. – 1997. – 19 марта.
• Шафиков Г. Поэт сегодняшнего дня // Известия Башкортостана. – 1995. – 20 янв