logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры централизованная библиотечная система муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Детская модельная библиотека

Часы работы


ПН-ПТ: 09:00-18:00
СБ: 10:00-18:00
Обед: 13:00-14:00
Выходной: ВС

Флорид Буляков

09.02.2023

Один из наиболее известных, популярных башкирских драматургов Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Флорид Минемуллинович Буляков родился 23 февраля 1948 года в деревне Большие Шады Мишкинского рай¬она.

Вскоре семья Буляковых переезжает в Мишкино и Флорид начинает учиться в Мишкинской средней школе. Семья их была большой и дружной. Отец Минемулла Шарафутдинович – человек креп¬кий, образно говоря, фундаментальный, основательный; мать, Сания Габдуловна – прекрасная хозяйка и хранительница очага.

Флорид с матерью Санией Габдуловной
Глава семьи 22 года работал начальником управления жилищно-коммунального хозяйства района. В последние семь лет работы на этом посту его управлению ежегодно вручалось переходящее Красное Знамя Совета Министров Рос¬сийской Федерации и ЦК профсоюза, а сам Минемулла Шарафутдино¬вич неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства про¬свещения, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культу¬ры, внутренних дел. Растут и мужают сыновья: старший Флорид – буду¬щий писатель-драматург, средний сын Рауф – будущий начальник Мишкинского дорожно-строительного управления, младший Ильдар – буду¬щий бизнесмен. А пока Флорид учится в школе. Вот как вспоминает о нем учительница Королева Галина Михайловна: «После окончания педучилища я была направлена работать в Мишкинскую школу учителем черчения и рисования в 5-8 классы. Особенно за¬помнился 8 класс, где учился Флорид Буляков. Ребята были рослыми умными. Я вела еще и музыкальный кружок, где ученики с завистью смот¬рели и слушали, как играет Флорид. А он, надо сказать, хорошо владел баяном. И уже в то время писал статьи, сочинял стихи. Мы, учителя, как-то несерьезно воспринимали его талант. На уроках он был серьезен, спокоен. Откуда было знать, что в будущем из него выйдет такой музыкант, писатель, выдающийся драматург. Честь и хвала ему за такой труд, прославляющий наш район и наше село”. Закончив школу, Флорид сразу пошел работать. Ему был всего шестнад¬цать лет. Был разнорабочим на стройке, массовиком в доме отдыха, пре¬подавателем восьмилетки, руководителем оркестра, баянистом районного Дома культуры. Уже в то время в полной мере проявилась творческая натура Флорида: он один из создателей ныне известного ансамбля народ¬ного танца Мишкинского района “Эрвел”, трижды становился лауреатом всероссийского и всесоюзного фестивалей художественной самодеятель¬ности, известен как начинающий композитор. Многие жители Мишкино до сих пор помнят сочиненные им веселые, шутливые мелодии, звучав¬шие почти на каждом вечере отдыха. Мы, мишкинцы, гордимся и тем, что у нас есть свой гимн «Мишкан», музыку к которому сочинил Флорид Буляков. Строчки из этого гимна «Мишкан – мыйын муро», Мишкино – песнь моя!”, написанные на въездном щите перед нашим се¬лом, встречают всех проезжающих через район.

Возможно, и воплоти¬лась бы в жизнь мечта юного музыканта стать профессио¬нальным композитором, если бы не резкая перемена в его биографии. Надев стройбатовскую телогрейку, он несколь¬ко лет осваивал знаменитый в те годы «полуостров сокро¬вищ» Мангышлак, в буквальном смысле выкапывал в без¬водной степи урановый рудник Карагир. Стройбат с его жутковатыми нравами и жесточайшей дедовщиной (в то же время это и годы, проведенные в кочевье, среди потеряв¬ших связь времен сородичей-казахов, где написана первая повесть «Гульнара») оставил неизгладимый от¬печаток на всей жизни и творчестве Ф.Булякова.

Вернувшись из армии, Буляков оканчивает экстерном ве¬чернюю школу, а затем и заочное отделение Бирского пе¬дагогического института. С 1973 года он целиком посвяща¬ет себя журналистской работе. Читатели Мишкинской и Бирской районных газет, республиканских «Ленинца» и «Советской Башкирии» хорошо помнят его имя. В газете «Дружба» у него была особая ниша: людские судьбы, народные характеры, очерки о них, «заступнические» статьи, фельето¬ны. Не избегал он и острых тем. Еще в годы «застоя» пер¬вым из журналистов он начал разговор о необходимости открытия музея Салавату Юлаеву на его родине и первым рассказал о том, что Знамя Победы над рейхстагом водрузил уроже¬нец Мишкинского района Гзи Загитов. Вот как рассказывает в своем интервью газете “Дружба” от 29 февраля 1992 года о том периоде жизни сам Флорид Буляков: «Чувствовал, что с каждым годом задыхаюсь, что уже пора давно перешагнуть социальную грань. Я пользовался славой опытного журна¬листа, мои статьи читались с интересом, был устроен, обеспечен. И вдруг бросить все и уйти в свободное творчество. Не лучше ли было иметь сини¬цу в руках, чем журавля в небе?»

Проживая вдали от сто¬личной суеты (сначала – в Мишкино, затем – в рабочем городе Ишимбае), он много лет отдал газетной работе, журналистике. Все эти годы он продолжал мучительный поиск себя в ли-тературе, поиск своего жанра. В печати выходят сборники рассказов – в стол пишутся стихи, повести, роман. В итоге же побеждает, как он сам выражается, зов сцены: он об¬ращается к драматургии. И тут никак не избежать дежур¬ного определения: «В искусство он ворвался стремитель-ной кометой». Начинающему автору, дотоле совершенно неизвестному в театральном мире, понадобилось всего два года, чтобы стать одним из ведущих драматургов рес¬публики. Флорид Буляков – автор около двух десятков пьес.

Первая драма «Любишь – не любишь» посвящена проблемам морали, нравственности во взаимоотношениях между людьми. Вторая пьеса автора «Вознесись, мой Тулпар!» изображает трагическую судьбу героев в период сталинских репрессий. И здесь на первый план также выдвигаются вопросы нравственности, чести, человечности.

Почти каждая премьера его пьесы становилась событием, рождала полемику, открывала новую страницу не только в жизни того или иного театрального коллектива, но и башкирского театра в целом. Чувствовалось, что этот драматический писатель пришел в литературу с четким знанием того, что он хочет сказать своему народу. Уве¬ренно, без суеты и шума он за короткое время создал свой неповторимый художественный мир, без которого уже трудно представить современное башкирское теат¬ральное искусство и литературу.

«Медовый месяц» в Стерлитамакском русском, «Расстре¬лянный табун» и «Вознесись, мой Тулпар» в Салаватском и Башкирском академическом, «Любишь – не любишь?..» и «Выходили бабки замуж» в целом ряде театров, «Забытая молитва» в Стерлитамакском башкирском, «Камикад¬зе» в академическом и «Реестр любви» в Национальном молодежном, «Отчего девчонки плачут?» и «Любовь ока¬янная» в Сибайском, Салаватском и
Молодежном теат¬рах, «Узурпатор любви» в Стерлитамакском и «Похищение», «Таштугай» в Салаватском и, наконец, произведшая настоящий фурор «Бибинур, ах, Бибинур!» и «…Шаймуратов-генерал» в академическом театре – вот далеко не полный его «реестр становления».

Актер Михаил Ульянов говорит о спектакле «Бибинур, ах, Бибинур!»: «Раздольная, как степь, бодрящая, как кумыс, легкая, как ковыль – «Бибинур» покорила нас». Режиссер Марк Захаров в жур¬нале «Рампа» пишет: «…Нам показали живой театр, замечательное творческое брат¬ство, прекрасное, веселое, сверхъестественно-оптимистическое, но глубокое, планетарное мышление. Честно говоря, мы, присутствующие на этом спек¬такле и видевшие его, многократно испытали чувства волнения и вместе с тем гордости за прекрасную игру актеров, за наше башкирское искусство».
За короткое время Ф.Буляков становится известен и за пределами республики. Его пьесы печатались в столичном журнале «Современная драматургия», шли на сценах десятков го¬родов России: в Москве (Театр на Покровке), Иркутске, Махачкале, Владимире, Оренбурге, Казани, Чебоксарах, Элисте, Абакане, Ижевске, Йошкар-Оле… По данным ВААП, его имя не раз появлялось на афишах театров ближне¬го зарубежья, но особую популярность оно приобрело в национальных республиках России, он стал «своим» дра¬матургом Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Хакасии, Ал¬тая. В Татарском академическом театре имени Камала, в Альметьевском и Минзелинском театрах с большим ус¬пехом идут его пьесы.

К его творчеству так или иначе обращались многие ведущие театральные критики России, единодушно признавая его драматургический талант. Он был отмечен как лучший дра¬матург на международных фестивалях тюркоязычных теат¬ров, становился победителем фестиваля «Театральная весна». Спектакль по его пьесе был признан лучшим на фестивале «Федерация» в Чебоксарах и на фестивале монголоязычных театров в Улан-Уде, спектакль пензенского областного дра¬матического театра по его пьесе был назван лучшим на пер¬вом фестивале «Современная драматургия на сценах Рос¬сии», проходившем в древнем русском городе Смоленске. Вместе с постановщиками пьесы «Забытая молитва» в Стерлитамакском башкирском театре он становится лау¬реатом Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. А с постановщиками спектакля «Бибинур, ах, Бибинур!» в Башкирском академическом те¬атре драмы он удостаивается высшей правительственной награды – Государственной премии России в области лите¬ратуры и искусства. За вклад в развитие театрального ис¬кусства России он становится государственным стипендиа¬том Российской Федерации. Флорид Буляков награжден почетной грамотой Президиу¬ма Верховного Совета БАССР, удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Башкорто¬стан».

Свое пятидесятилетие в 1998 году Флорид Буляков встретил новыми творческими свершениями: состоялись премье¬ры по его новым пьесам в Татарском академическом театре имени Камала, в Башкирском академическом театре имени Гафури, в Салаватском, Сибайском башкирских и Орен¬бургском государственном татарском театрах. На столе у юбиляра законченные рукописи пьес «Осень ожидания», «Тише, Танечка, не плачь…», «Пироги с молитвой», книги-эссе «Потерянный Башкортостан», драматического иссле¬дования «Половецкая мистерия». Уже одни названия этих работ говорили о том, что башкирского зрителя ожидали но¬вые встречи со вступившим в пору зрелости мастером.

Ф.М.Буляков (второй слева) после вручения Государсвтенной премии РБ им. Салавата Юлаева с Президентом РБ М.Г. Рахимовым
Пьесы выдающегося драматурга Флорида Булякова идут в более чем ста пятидесяти театрах России и ближнего зарубежья. Его произведения восторженно встречали ценители драматического искусства Владимира, Иркутска, Хабаровска, Кирова, Пензы, Казани, Махачкалы, Черкесска, Якутска, Улан-Удэ, Алма-Аты, Астаны, Целинограда, Бреста, Бобруйска, Чернигова, Тамбова, Кирова и других городов.

В последние годы писатель успешно осваивает кинодраматургию. Флорид Буляков стал первым башкирским профессиональным кинодраматургом. При его участии было создано три киноромана, является автором первого башкирского телесериала (кинороман «Дочь луны»), двух кинороманов – «Тайна Аркаима» и «Зона первой любви».

Флорид Буляков – автор проекта и либретто первой башкирской рок- оперы «Звезда любви» (композитор Салават Низаметдинов). Им написаны сценарии кинокомедии «Хочу быть звездой», полнометражных фильмов «Дурь», «Эвтаназия», «Париж» и т.д. Многое сделано, но еще больше предстоит сделать – в этом великое предначертание писателя, а тем, кто проживает на его малой родине, – нужно по крупицам собрать, сохранить все, что связано с его именем и с его творче¬ством. На родине Ф. Буляко¬ва в д. Большие Шады в сельском музее и библиотеке о писателе собран уникальный мате¬риал основателем музея, удивительным человеком и педагогом Закировым Масгутом Закировичем. Здесь есть очерки, рассказы, фельетоны Флорида Булякова, опубликованные в районной газете “Дружба”, в республиканских газетах “Ленинец”, “Советская Башкирия”. В музее имеются многочислен¬ные
экспонаты, которые показывают пути его становления: от молодого, веселого баяниста до вдумчивого журналиста и талантливого драматурга. Среди экспонатов музея очень много различных газет и журналов со статьями о творчестве писателя Булякова. В статье Юрия Ройтмана “Абдрахман – сопер¬ник Стеньки Разина” в “Литературной газете” от 7 июня 1995 года читаем: «Флорид Буляков, Рифкат Исрафилов, башкир-ский театр всерьез вспомнили о том, о чем мы на театре изрядно подзабыли: о судьбе человеческой, судьбе народ¬ной… печальной, по мнению авторов спектакля, смешной, трагичной”. В статье А. Шакирова в “Советской Башкирии» от 24 февраля 1998 года есть высказывание Наиля Гаитбаева о Флориде Булякове: “Приятно, что в башкирской драматургии есть талантливый автор, который сумел почув¬ствовать направление развития миро¬вой драматургии. И не зря многие ве¬дущие режиссеры включили пьесы Ф. Булякова в свой репертуар. Флорид Буляков, благодаря своему таланту, сумел поднять авторитет башкирско¬го драматурга на российский уро¬вень”.

Библиография

Драматические произведения
• «Расстрелянный табун» (трагедия, 1984)
• «Выходили бабки замуж» (народная комедия, 1990)
• «Любишь-не любишь?» (драма, 1991)
• «Вознесись, мой Тулпар!» (пьеса)
• «Реестр любви» (драма-притча, 1993)
• «Забытая молитва» (1994)
• «Озорница» (трагифарс, 1995)
• «Шаймуратов-генерал» (драма-реквием, 1998)
• «Бабинур, ах, Бабинур!» (трагикомедия)
• «Похищение»
• «Пироги с молитвой»
• «Половецкая мистерия»
• «Отчего девчонки плачут?». 2007.
• «Осень ожидания»
• «Камикадзе»
• «Любовь окаянная»
• «Узурпатор любви»
• «Таштугай»
• «Москва-Васютки» юмористическая проза. 2008

Произведения
Память
Камушки – миниатюры
Караидель – рассказы
Шаль – миниатюры
Ночь – миниатюры
Молитва – миниатюры
Сегодня, сейчас… – миниатюры
Дедушкин дневник – рассказы о детях
Осень – миниатюры
Учительница – рассказы
Фердик – рассказы
Юмор
Божья smsка – юмористическая проза
Обратный путь к колыбели – миниатюры
Соловушка – рассказы
Ягода-малина – рассказы
Овечья нога – рассказы
Кровавая коррида – ужасы
Любовный писарь – юмористическая проза
Виртуальная Джульетта – миниатюры
Виртуальный Отелло – миниатюры
Кошмарный сон – юмористическая проза
Агитатор – юмористическая проза
Хайфай – юмористическая проза
Притчи. Свои и чужие, малым и старым.
Божий дар – юмористическая проза
Смысл звезд – миниатюры
ЛАД – миниатюры
О цели в жизни – ироническая проза
Райская рыбка – юмористическая проза
С чистого листа – миниатюры
Снежная притча – миниатюры
Притча о критике – анекдоты
Притча о гордыне – миниатюры
Старая арба – миниатюры

О нем
• Ахмадиев Р. Жанровые формы драматургии. – Уфа: Китап, 2003. – 324 с.
• Ахмадиев Р. Трагикомедия – жанр Ф.Булякова //Бельские просторы. – 2003. – № 2. – С.
• Ахмадиев Р. Трагизм смеха и трагикомедия //Агидель. – 2002.- № 1. –
• Ахмадиев Р. Современная башкирская драматургия. – Уфа: БГУ, 2003. – 204 с.
• Башкирская энциклопедия. Т.1. С. 565.
• Буляков Ф. «Я – рабтеатр» /Беседу записала Г.Карпусь //Советская Башкирия. – 1994. – 15 сент.
• Буляков Ф. «Марий театр мылам шулдырым пуэн» //Марий Эл. – 2008. – 20 дек.
• Вербицкая Г. Момент истины //Рампа. – 1998. -№ 5.
• Гаитбаев Н. Дороги, которые он выбирает //Известия Башкортостана. – 1998. – 24 февр.
• Драматург Флорид Буляков. Опираясь на прошлые успехи, он уверенно смотрит в будущее. – Уфа: Изд-во «Рампа», 1997.- 14 с.: ил.
• Каримова М. Звезда Флорида Булякова //Дружба. – 1998. – 25 март.
• Князев Г. Удачи тебе, Флорид! //Дружба. – 1992.- 29 февр.- (Рампа)
• Латыпова Л. Наследники славы Еврипида //Рампа. – 1995. – № 8. – С.12.
• Наша гордость. Флорид Буляков назван «Лучшим драматургом» Башкирии //Дружба. – 2010. – 11 дек.
• Николаева М. Высшей награды удостоен Флорид Буляков //Дружба. – 1995. – 19 апр.
• Полонский Г.Лекарство от смерти, мед и горечь его //Современная драматургия. – 1993. – № 1.
• Стрельцова Е. Прерванный полет (о спектакле Башкирского академического театра драмы им. М.Гафури по пьесе Ф.Булякова «Бибинур, ах, Бибинур») //Литературная Россия. -1998. – 15 мая.
• Сафарова С. Флагман башкирской литературы //Дружба. – 2008. – 22 февр.
• Хусаинов А. Буляков, ах, Буляков //Истоки. – 2008. – № 10. – С.11.
• Шакиров А. Снимите с нас путы //Дружба. – 1990.- 1 мая.
• Ускова Н. Истоки вдохновения Флорида Булякова //Исследовательская работа. – Республиканские краеведческие чтения «Литературный Башкортостан», 2001.